Новость дня

09.01.2017 | 14:12

Градсовет рассмотрел проект здания в духе сталинских высоток Москвы

Обширная площадь и 150-метровая башня в стиле сталинских высоток Москвы появится в районе Южного автовокзала Екатеринбурга.

Еще новости

Информеры

Цены на недвижимость

Объявлений в регионе: 185335
Я хочу
Выберите материал стен
Материал стен
Площадь участка (сот.)
-
Период
Выберите период
Выберите район
Район
  • в черте города
  • пригородная зона
Цена (тыс. руб.)
-
Площадь (кв.м)
-

Генеральный план развития Екатеренбурга

Подошло третье тысячелетие. С какими же результатами, проблемами и ценностями мы вошли в ХХI век? Каким мы хотим видеть наш город и как это достигнуть?

Основные направления развития человеческих поселений

                В профессиональной среде развернулась широкая международная дискуссия об итогах развития архитектуры и урбанистики в ХХ веке и о направлениях развития человеческих поселений в следующем столетии. Существует значительное число мнений по данному вопросу, однако все более общепризнанным становится направление «неотрадиционализма». Это подразумевает создание более комфортной городской среды, эмоционально и образно насыщенной, взаимосвязанной с природой, с памятниками истории и культуры и другие традиционные человеческие качества.

                Урбанизация как глобальный процесс, в каждом регионе имеет свои особенности, этапы и тенденции. До сих пор не существует объемного определения направления «город», однако с самого своего возникновения города были центрами цивилизации, средоточием власти, коммерции, торговли, ремесленного производства. Средневековый доиндустриальный город многими современными специалистами в области культурологии, урбанистики и градостроительства рассматривается как идеальная модель человеческого поселения, что не удивительно. Особенности, которые так ценятся современными специалистами – это экономическая и социальная активность, гражданственность, развитие самоуправления, поддержание традиционного уклада жизни, максимальное приближение места работы к жилищу, патриотичность, «духовность», стремление всячески благоустроить и прославить свой город. В средовом аспекте это выражается в создании мультифункциональной, масштабной, разнообразной и максимально «эмоционально наполненной для человека среды». Все это подводит нас формулированию ценностей современного города.

                На Урале процесс формирования городов и, как следствие, урбанизации, начался значительно позже многих регионов Европейской части России – в конце ХVII – начале ХVIII  века и был очень своеобразен. Политические и социально-экономические особенности того времени диктовали создание городов - заводов, где главным был завод, а только потом – человеческое поселение. Эта концепция просуществовала до середины ХХ столетия. Таким образом, Екатеринбург, как и другие города Урала, фактически не знал эпохи «доиндустриального» развития города.

                Города являются не только одним из высших достижений цивилизации, но и средоточением всех ее недостатков. Промышленная революция вызвала бурный рост и развитие городов, но вместе с тем – массу связанных с этим проблем. Скученность населения, трущобы, нищета, преступность, экологические и транспортные проблемы – наследство эпохи индустриализации. Все эти проблемы, к сожалению, актуальны для российских городов в начале ХХI столетия. Западноевропейские и Североамериканские города первыми ощутили на себе все негативные последствия урбанизации, но за последние 50 лет осознали и во многом успешно решили эти проблемы. Это означает, что при целеустремленности общества и правильном выборе стратегии и приоритетов, радикальные изменения городской среды в лучшем направлении вполне реальны.

На конференции ООН в Стамбуле в 1996 году, посвященной проблемам развития человеческих поселений, была подтверждена правильность Концепции их устойчивого развития, доминирующими положениями которой являются Экология, Экономное расходование ресурсов, Экономическое процветание, Культурное и этническое разнообразие. При этом подчеркивается, что устойчивое развитие поселений является постоянной глобальной целью урбанистики, имеющей конкретное прочтение для каждого поселения. Эти проблемы и концепции должны учитывать градостроительные документы.

Необходимость разработки нового Генерального плана для развития города.

                В Российской Федерации в настоящее время государство перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов, произошло изменение функций градостроительной документации, усиление правовых, законодательных аспектов. Доминирующей становится функция градорегулирования в новых отношениях собственности в процессе градостроительной деятельности. Поэтому Генеральный план – это градорегулирующий документ, взаимосвязанный логически и методически с другими видами нормативных актов (Градостроительный кодекс РФ, Правила застройки, Градостроительный и Земельный кадастры, Федеральный закон об экологической экспертизе и пр.).

                Основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий, экологическому и санитарному благополучию является Генеральный план города.

Для Екатеринбурга, как и для большинства других российских городов, чрезвычайно актуальными являются следующие проблемы:

1.        Определенная неподготовленность к рыночным отношениям в плане отсутствия современной градорегулирующей документации, что сказывается на способности привлечения инвестиций в городское строительство и инфраструктуру:

·  возросшая роль и значительная доля негосударственного строительства, закрепление участков городской территории за пользователями и владельцами на различные сроки вызывают необходимость разработки определенных правил использования, строительного изменения объектов недвижимости и контроля за соблюдением этих правил;

·  необходимость резервирования и подготовки участков для инвесторов в сфере производства, транспорта, обслуживания, торговли, деловой и финансовой сферы, жилищного строительства, и, соответственно, потребность в ясной информации о современном и планируемом состоянии интересующих объектов.

2.        Необходимость разработки для Екатеринбурга новой градостроительной концепции, учитывающей изменения в социально-экономической политике общества:

·  несоответствие уровня транспортного обслуживания и инженерного оборудования городских территорий современным стандартам. Требование разработки современных методов инженерного обеспечения и транспортного обслуживания;

·  необходимость возрождения, сохранения и развития историко-культурной градостроительной среды города Екатеринбурга;

·  необходимость оптимизации эколого-гигиенических условий проживания населения и разработки мероприятий по охране природы и созданию природно-экологического каркаса Екатеринбурга;

·  возникновение новых для российских городов, в том числе и для Екатеринбурга, задач размещения и строительства объектов, без которых невозможна жизнь современного мегаполиса – деловые, финансовые, обслуживающие структуры, многофункциональные социальные комплексы, большое, большое количество мест хранения автомобилей, транспортно-логистические объекты;

·  вовлечение в сферу городского строительства более обширных территорий, чем в советский период в связи с изменением структуры жилищного строительства (повышение доли малоэтажной застройки); необходимость создания полноценных районов малоэтажного строительства с современным инженерным оборудованием, благоустройством, социальной инфраструктурой.

   Таким образом, главной целью нового Генерального плана развития города Екатеринбурга является создание градорегулирующего, градостроительного и открытого для общественности документа, комплексно охватывающего архитектурно-планировочные, транспортные, инженерные, социальные и экологические аспекты жизнедеятельности города, направленного на благоприятную среду обитания. Это значит, что концепция Генерального плана города Екатеринбурга полностью соответствует новым направлениям теоретической и практической урбанистики.

Основные положения нового генерального плана.

От теории перейдем к практике. Что же представляет из себя проект Генерального плана города Екатеринбурга? Каковы его основные положения? В чем особенности и новизна данного проекта? Начнем с последнего.

1.          Проект Генерального плана разработан в соответствии с новыми законодательными документами: градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом и т.д. Прежний Генеральный план 1972 года носил чисто директивный характер; проект по сути был главным ресурсоопределяющим документом, в соответствии с которым производилось финансирование всех программ капитального строительства. Новый Генеральный план – это градорегулирующий, документ, определяющий порядок градостроительной деятельности для всех участников, для привлечения инвестиций. Другими словами, новый генеральный план дает четкие и определенные гарантии застройщикам и инвесторам в обеспечении информацией о потенциале и возможности каждого объекта недвижимости. Таким образом, новая градорегулирующая документация устанавливает единые для всех «правила игры» нашего города – обязательные как для городской администрации, так и для всех субъектов градостроительной деятельности.

2.        Согласованность решений Генерального плана Екатеринбурга и стратегии развития города. Стратегический план – главный основополагающий документ для Генерального плана города (в прежние времена в основу Генерального плана был положен «Комплексный план развития промышленности и других отраслей Свердловска»).

3.          Проект нового Генерального плана разрабатывается на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в составе которого город Екатеринбург и 31 населенный пункт; рассматривается территория площадью 114289 га (против 46684 га самой городской черты). С учетом перспектив развития города решена задача по упорядочению городской черты, совмещение ее по линии муниципального образования, изменение статуса населенных пунктов в составе городской застройки, которые будут являться отдаленными районами города. Это значит, что исчезнет такое понятие, как «сельский житель» в составе города, теперь мы все будем горожанами.

4.          Город Екатеринбург рассматривается как центр Екатеринбургской городской агломерации. Проект Генерального плана Екатеринбурга, его основной чертеж выполнен в полной взаимоувязке с Генеральными планами городов первого пояса: Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского, Арамиля и Большого Истока.

5.          Впервые в проекте Генерального плана города земля рассматривается как объект недвижимости; решения Генерального плана направлены на формирование имиджа территории, на инвестиции, где земля рассматривается в качестве главного ресурса для выполнения градостроительных программ. Схема зонирования территории города определяет разрешенные виды и регламенты использования земельных участков для различных целей.

6.          В проекте нового Генерального плана учтены ранее разработанные, но не реализованные проектные решения, градостроительные идеи развития города. К ним относятся: пойма реки Исеть – главная композиционная ось «север – юг», развитие центра города на запад к Верх-Исетскому пруду и на восток к озеру Шарташ (т.н. «от моря до моря»), лесопарковые «клинья» в структуре города и т.д..

7.          Генеральный план в сегодняшних условиях – это открытый и доступный документ как для участников градостроительной деятельности, так и для жителей города Екатеринбурга.

В новом Генеральном плане рассмотрены 2 этапа:

·         Первая очередь – 15 лет (2015 год)

·         Расчетный срок – 25 лет (2025 год с прогнозом развития до 2050 года)

Расчетное население определено в количестве 1400 тысяч жителей на 2025 год; 1360 тысяч жителей на 2015 год. Надо отметить, что Институтом Экономики разрабатывались три варианта численности населения: худший, средний и оптимистичный; средний вариант положен в основу генплана.

                В ходе разработки проекта сформулированы следующие приоритеты градостроительного развития города:

1.        совершенствование градостроительной организации территории МО «Город Екатеринбург» и сопредельных городов первого пояса екатеринбургской агломерации;

2.        проведение экологически ориентированной градостроительной политики, обеспечивающей охрану здоровья населения и устойчивость природного комплекса;

3.        развитие инфраструктуры, отвечающей требованиям ресурсосбережения, качества и надежности транспорта, связи и инженерного обеспечения;

4.        повышение социальных стандартов обеспеченности и качества жилья, образования, здравоохранения, культурно-бытового обслуживания и досуга.

Жилищное строительство.

В нашем городе, как и во многих других городах России, существует жилищная проблема, точнее – недостаток жилой площади. Новый генеральный план Екатеринбурга предусматривает увеличение объема жилого фонда с 25 млн.кв.м. до 42 млн.кв.м.. Если перевести на понятный язык, то к 2025 году на одного жителя нашего города придется 28 – 30 кв.м. жилой площади (против 19,7 кв.м. на сегодняшний день).

     Планируется построить до 17,4 млн.кв.м. жилья различной этажности:

·         малоэтажная, индивидуальная жилая застройка – 7,0 млн.кв.м. (40%);

·         среднеэтажная (3-5 этажей) – 5,2 млн.кв.м. (30 %);

·         многоэтажная (6 и более этажей – 5,2 млн.кв.м. (30 %).

Следует отметить, что приоритет отдается именно индивидуальной жилой застройке, что не случайно. Генеральный план предусматривает строительство целых районов малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой, транспортом, социальными объектами. Как показывает мировой опыт –  такой тип жилья является самым оптимальным, благоприятным для жизни людей.

Что касается средне и многоэтажной застройки, то этим жильем планируется завершение застройки уже существующих площадок в черте города и формирование новых жилых комплексов и районов.

Новым Генеральным планом также планируется реконструкция сохраняемого жилого фонда («хрущевок», «брежневок» и т. д.); реконструкция территорий со сносом ветхого и 1-2 этажного жилья; реконструкция и благоустройство жилых кварталов и комплексов, представляющих историческую и культурную ценность в районе кинотеатра «Заря», и т.д.

Более того, новый Генеральный план предусматривает сохранение и развитие усадебной застройки в отдаленных районах города, строительство малоэтажной застройки городского коттеджного типа в зонах природного и урбанизированного каркасов, перевод садоводств, расположенных в зонах градостроительной ценности территории в полноценные малоэтажные жилые образования с инженерной инфраструктурой.

        Жилая зона города формируется как система взаимосвязанных планировочных и жилых районов. Основу жилой зоны составят уже сложившиеся центральные и периферийные районы и образования.

Планировочная структура города.      

По планировочной структуре городской застройки по новому Генеральному плану принята компактно-рассредоточенная, лучевая планировочная структура. Так называемые лучи будут направлены с юго-запада на северо-восток и с северо-запада на юго-восток. Таким образом, произойдет сохранение компактного плана с линейными размерами: север-юг – 32 км, запад-восток – 20 км. Наличие и развитие мощного лесопаркового пояса внутри города выгодно отличает Екатеринбург от других городов «миллионников», что содействует сокращению затрат на строительство инженерных коммуникаций, обеспечению зон рекреации и оздоровлению окружающей среды.

Дальнейшее жилищное строительство планируется вести по линии формирования 15крупных планировочных районов с населением от 50 до 200 тысяч жителей. Эти районы размещаются вдоль главных лучей развития городской застройки: Орджоникидзевский (антенные поля), Садовый, Шарташский, Сибирский, Кольцовский, Нижнеисетский, Южный, Шабровский, Горнощитский, Академический, Юго-западный, Широкореченский, ВИЗ-Правобережный, Сортировочный, Палкинский.

В Орджоникидзевском районе, в «соцгородках», планируется завершить замену жилого фонда 30-40 годов на новую комфортную застройку повышенной этажности при сохранении части районов индивидуальной малоэтажной застройки. Основное развитие жилых территорий предполагается на месте производственных территорий ЗАО «Тепличное», «Антенных полей», и за счет реконструкции индивидуальной жилой застройки районов Пышма и Молебка. На проспекте Космонавтов в районе кинотеатра «Заря» запланировано развитие общественного центра планировочного района «Орджоникидзевский».

В районах «Пионерский» и «Втузгородок» продолжится строительство новых жилых комплексов на месте ветхой индивидуальной застройки. Новые общественные центры будут формироваться на улицах: Блюхера, Уральская, Гагарина, Малышева.

На свободных от застройки территориях севернее озера Шарташ планируется строительство крупного жилого района «Шарташский» на 50 тысяч жителей. Будет построено около 1,3 млн. кв.м. как многоэтажной, так и малоэтажной застройки с активным использование подземного пространства для инженерных коммуникаций, хранения личного автотранспорта, хозяйственных нужд района.

На базе существующих жилых районов «Компрессорный», «Птицефабрика» и «Чапаева» планируется формирование нового района «Сибирский». Центром нового района должен стать «Компрессорный», в котором предполагается комплексная реконструкция и строительство более 200 тыс.кв.м. недорогого жилья средней и повышенной этажности и почти 250 тыс.кв.м. малоэтажной индивидуальной застройки.

Развитие жилого района «Кольцово» планируется осуществлять как развитие элемента Международного аэропорта «Кольцово» и крупного транспортно-логистического центра. В связи с этим район должен застраиваться жилыми и общественными комплексами высокого архитектурно-художественного уровня, комфорта и благоустройства. Жилой район «Колцово» вместе с поселками «Исток» и «Мостовка» образуют планировочный район «Кольцовский» – один из перспективных районов индивидуального малоэтажного строительства.

  Планировочный район «Нижнеисетский» включает в себя районы: «Уктус», «Нижнеисетский», «Химмаш», «Сулимовский». В данном районе предполагается замена части устаревшего жилого фонда и строительство новых жилых микрорайонов и общественных комплексов на берегу Нижнеисетского пруда.

Жилые районы «Вторчермет», «Елизавет» и «Совхозный» рассматриваются как основа крупного жилого района «Южный». Здесь предусматривается в основном индивидуальное строительство. На свободных от застройки территориях, южнее района «Совхозный», частично занятых в настоящее время сельскохозяйственными угодьями, предполагается разместить около 900 тыс. кв. м. жилья в малоэтажных благоустроенных домах с участками.

Намеченный к строительству еще в Генеральном плане 1972 года жилой район «Академический» в новом Генеральном плане получает дальнейшее развитие. В данном районе предполагается построить 1,5 млн кв.м. жилой площади, продолжить строительство научных и учебных центров, медицинских учреждений городского значения, около 300 га парков и лесопарков.

Продолжится развитие жилых районов «Юг Центра» и «Юго-Западный. За счет сноса кварталов некапитальной одноэтажной застройки в этих районах дополнительно будет построено 1,2 млн.кв.м. жилой площади.

С жилых микрорайонов «Широкая Речка», «Московский» и «Мичуринский» начнется застройка нового планировочного района «Широкореченский». Расположенный на экологически благоприятных территориях, в окружении лесных массивов, этот район планируется для строительства 2 млн.кв.м. общей жилой площади в индивидуальных домах с участками. В этом же районе планируется дальнейшее развитие медицинских центров городского значения.

Продолжится формирование жилого района «ВИЗ Правобережный». Новые жилые районы займут территорию между Московским трактом и прибрежной зоной пруда до Большеконного полуострова. Геологические особенности территории предопроделили строительство зданий повышенной этажности с активным использованием подземного пространства. В районе Большеконного полуострова планируется развитие крупного спортивного легкоатлетического центра.

Комплексная реконструкция планировочного района «Сортировочный» предполагает завершение строительства капитального жилья в районе улиц Бебеля, Таватуйской, Технической; сохранение и дальнейшее благоустройство индивидуального жилого фонда района «Семь Ключей», значительное расширение жилого района «Шувакиш». После планируемого к 2025 году переноса станции Свердловск-Сортировочная на Южный железнодорожный обход, район «Сортировочный» и город получит новую рекреационную зону на берегу Верх-Исетского пруда.


В Генеральном плане резервируются территории и для дальнейшего развития города после 2025 года. Между районами «Академический» и «Горнощитский» на юго-западе города возможно формирование перспективного района «Шиловский» с населением 50-100 тыс. жителей. Восточнее озера Шарташ резервируются территории под университетский комплекс «Вузовский» с жилыми территориями для преподавателей и студентов.

Таким образом, четко определена стратегия застройки города не только до 2025 года, но и на более отдаленную перспективу.

Улично-дорожная сеть.

Чтобы обеспечить комфортное проживание жителей как в центральных, так и в отделенных районах города, необходимо увеличивать и совершенствовать улично-дорожную сеть. Поэтому новым Генеральным планом предусматривается развитие улично-дорожной сети с 866 до 1625 км. Основные направления развития транспортной инфраструктуры предусматривают:   

·         сеть автомобильных дорог скоростного и регулируемого движения;

·         сеть магистральных улиц общегородского значения с непрерывным  и регулируемым движением;

·         сеть магистральных улиц районного значения;

·         сеть улиц и дорог местного значения;

Также планируется создание сети "колец" в городе и вокруг него, а также новых улиц и транспортных развязок:

1.        вынос транзитного и грузового транспорта за пределы города, продолжение строительства Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД);

2.        формирование срединного кольца для обеспечения пропуска грузопотоков в промрайоны минуя жилые территории по улицам: Токарей – Бебеля – Халтурина – Автомагистральная - Турбинная – Раевского – Новгородцева – Онуфриева - Дерябиной;

3. формирование малого защитного кольца центра по улицам: Челюскинцев – Московская – Фурманова – Ткачей – Восточная с целью снижения нагрузки в центральной части города и пропуска транспорта, транзита по отношению к центру;

4. строительство магистральных улиц для обеспечения устойчивых транспортных связей  отдаленных районов города с общегородским центром;

5. строительство транспортных развязок в разных уровнях на городских дорогах и магистральных улицах для повышения пропускной способности улиц и дорог, обеспечения безопасности и повышения скорости передвижений. Также генеральный план предусматривает:

- реконструкцию существующих улиц и дорог;

- резервирование коридоров под сеть общегородских магистральных улиц в селитебной зоне для обеспечения транспортных связей промышленных и жилых районов между собой и другими районами города;

- создание сети пешеходных зон улиц, площадей для обеспечения безопасности пешеходного движения;

- строительство в центральной части города, в зонах общегородского центра, сети крупных паркингов для хранения автотранспорта;

- строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей и автостоянок для решения проблемы хранения личного автотранспорта;

-          строительство комплексов авто сервисных услуг (автозаправки, автомойки, станции технического обслуживания и т.д.).

Общественный транспорт.

Проект Генерального плана Екатеринбурга предусматривает также развитие городского общественного транспорта, который должен составлять конкуренцию индивидуальному транспорту. Здесь планируется:

- увеличение протяженности  линий трамвая с 81 до 116 км, троллейбуса с 83 до 172 км, автобуса со 191 до 300 км;

-          развитие сети внеуличного транспорта: увеличение протяженности линий метрополитена с 7,5 до 22,0 км;

-          появление нового для Екатеринбурга вида транспорта – городской электрички, маршруты которой будут проходить внутри города по существующим железнодорожным линиям; в результате переноса сортировочной станции на южный железнодорожный обход, снизится транспортная нагрузка, что даст возможность передвигаться электропоездам по маршрутам;

-          создание эффективного  взаимодействия общественного, пригородного и индивидуального транспорта – организация удобных пересадочных транспортных узлов и автостоянок в крупных общественных центрах и в периферийных районах.

                Городской общественный транспорт должен соединить все настоящие и будущие жилые и промышленные районы с центром города, сократить время перемещения пассажиров из одного района в другой, т.е. сблизить все районы города.
Историко-архитектурные направления.

Анализ исторического и культурно-градостроительного наследия позволил выявить ценные особенности среды Екатеринбурга, нуждающиеся в сохранении и преемственном развитии и определяющие регламентирующие условия нового генерального плана.

Сохранению и развитию подлежит общая компактная форма городского плана; исторический планировочный каркас, ведущими компонентами которого служат исторические тракты, основные исторические улицы и площади города; комплекс зданий, сооружений, парков и бульваров – памятников истории и культуры.

Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность на территории исторического центра с высокой концентрацией памятников истории и культуры. Здесь предложено установить две основные комплексные зоны особого регулирования градостроительной деятельности:

-     первая зона – «Город – завод» - в пределах памятного места рождения Екатеринбурга;

-     вторая зона – «Исторический Екатеринбург» – в пределах территории с наибольшей концентрацией памятников – это пойма реки Исеть, улицы Ленина, Свердлова, 8 Марта, Розы Люксембург, Декабристов.

Создание таких зон  позволит обеспечить сохранение  и развитие историко-мемориальных, общественно-деловых, и других функций, присущих центру исторического города; должна быть исключена возможность строительства промышленных и коммунально-складских объектов; сохранение целостной в композиционном отношении среды; новое общественно-деловое и жилищное строительство должно быть подчинено основным закономерностям исторической застройки.

В периферийных районах города  - исторических и «соцгородах» предлагается установить соответствующие зоны регулирования - «ВИЗ», «Уралмаш», «Эльмаш», «Химмаш».

Разрабатываемый в комплексе с генеральным планом проект охранного зонирования Екатеринбурга включает в себя и проект зон охраны памятников истории и культуры. В проекте предлагается расширить список памятников истории и культуры, археологии и природы. В частности предложено включить в список памятников жилые дома в стиле конструктивизма по переулку Банковскому, включить в список градостроительных комплексов, подлежащих охране комплекс зданий у кинотеатра «Заря» и другие здания и сооружения 30 –50х годов.

Природный комплекс Екатеринбурга

Особое внимание проект генерального плана уделяет природному комплексу Екатеринбурга - а это совокупность природных территорий -  лесных массивов, лугов, водоемов, рек и озер и внутригородских озелененных территорий – парков, скверов, садов, бульваров, являющихся единой градоформирующей системой природоохранного, средозащитного, оздоровительного и рекреационного значения .

Природные территории города – это вводно-зеленый диаметр реки Исеть с Верх-Исетским, Нижнеисетским, Городским и Парковым прудами, это леса и 14 лесопарков, которые зелеными клиньями входят на территорию города, в том числе Шарташский лесопарк с оз.Шарташ и памятник природы «Каменные палатки», Шувакишский лесопарк и оз.Шувакиш, Калиновский лесопарк с Калиновскими разрезами, Уктусский, Нижнеисетский, Южный лесопарки на Уктусских горах, Оброшинский лесопарк на берегу Верх-Исетского пруда.

Внутригородские озелененные территории – это центральный парк культуры и отдыха, Исторический сквер, Дендропарки по ул.Первомайской и по ул.8 Марта, Детский парк Дома творчества учащихся, парк «Зеленая Роща», парк им.Энгельса, парк им.П.Морозова и т.д.

В настоящий момент в городе отмечается недостаточное озеленение территорий по сравнению с нормативными показателями и недостаточный качественный уровень благоустройства и озеленения.

Проект Генерального плана исходит из необходимости сохранения и развития Природного комплекса, имеющего огромное значение для экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды промышленного города  с высоким уровнем загрязнения воздушного  бассейна.

С этой целью в генеральном плане предусматривается  формирование природного комплекса как целостной природно-экологической системы и обеспечение непрерывности его территорий, территориальные и качественное развитие озелененных территорий и лесопарков, формирование системы особо охраняемых территорий, организация рекреационных зон.

 Предлагается увеличение озелененных территорий за счет паркового благоустройства и озеленения всей поймы реки Исеть, участков лесопарков, примыкающих к жилой застройке – Шарташского, им. Лесоводов России, Юго-западного, Шувакишского, Калиновского. В новых жилых районах проектируются парки, бульвары, скверы в соответствии с нормативными показателями.

В проектную схему озеленения заложен принцип формирования ключевых экологических связей – коридоров, которые в комплексе с зелеными клиньями лесопарков, окружающих город, представляют собой экологический каркас города.

Система основных озелененных территорий – экологических коридоров – дополнена сетью бульваров, скверов, парков районного и городского значения, озелененными территориями ограниченного пользования и специального назначения и представляет собой «экологическую ткань» города, которая связана с лесопарками по принципу непрерывности озелененных территорий, для обеспечения притока кислорода в город и устойчивости зеленых насаждений. В генеральном плане предусматривается увеличение территории лесопарков за счет перевода лесов, примыкающих к существующим лесопаркам, в категорию лесопарков с соответствующим уровнем благоустройства.

Расширение лесопарковой зоны намечено, в основном, в юго-западном направлении, как наиболее экологически чистом и перспективном для рекреационных функций.

Важным аспектом развития природного комплекса является формирование системы особо охраняемых территорий. В настоящее время статус особо охраняемых имеют лесопарки, ряд памятников природы, ландшафтных заказников, ботанических садов, дендропарков.

В проекте предусматривается расширение перечня особо охраняемых территорий за счет выявления природных объектов с высоким эстетическим, культурным потенциалом в сочетании с уникальным природным ландшафтом.

В северо-западной части Екатеринбурга проектируется историко-природный парк «Истоки Исети», занимающий обширную территорию, выходящую за пределы городской черты, статус которой – особо охраняемая территория.

В западной и юго-западной части городской территории намечены особо охраняемые ландшафтные заказники – «Леса на границе Европы и Азии», «Чусовской», «Горнощитский», «Болото Водяное-Глухое».

Вдоль реки Чусовой с водохранилищами Волчихинским и Верхнемакаровским являющимися источниками питьевой воды, определена водоохранная зона, в границах которой леса должны быть охраняемыми.

Таким образом, большая часть территории Природного комплекса планируется как особо охраняемая, что исключает необоснованное и неконтролируемое использование природных ресурсов.

Одной из важнейших функций Природного комплекса является рекреационная. Для создания благоприятных условий для отдыха намечается ряд мероприятий:

- обустройство парков, лесопарков, зон водного отдыха на городских водоемах – Верх исетском пруду, оз.Шарташ, Калиновских разрезах, оз.Песчаном, оз. Чусовском;

- организация специализированных парков – Уктусского спортивного парка, парка «Европа-Азия», парка «Волшебная страна».

Уктусский спортивный парк предполагается с традиционной основной функцией – лыжным спортом. Намечается размещение вокруг лесного массива нескольких спортивных центров.

Парк «Волшебная страна» предлагается организовать в юго-западной части города в районе рек Шиловка и Каменка на продолжении улицы С. Дерябиной. Это будет загородный парк семейного отдыха с уральским колоритом, со сказочными мотивами, с традиционными зимними развлечениями – санки, ледовые городки, горки, коньки.

Парк «Европа-Азия» намечается в зоне прохождения границы Европы и Азии в районе пересечения Московского ввода и речки Светлой. Возможно размещение музеев, развлекательных объектов, мест для массовых гуляний, концертов и т.д..

Генеральным планом предусматривается проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки создание благоприятных условий проживания населения, что является условием устойчивого социально-экономического и экологического развития города.

В целях улучшения качества атмосферного воздуха запланировано:

- вынос за пределы жилых зон более 30 экологически опасных производств;

- сокращение величины санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных предприятий за счет:

·         проведения природоохранных мероприятий на производствах; оснащения предприятий газоочистным и пылеочистным оборудованием, отвечающим экологическим стандартам;

·         экономического воздействия на предприятия в зависимости от величины загрязнения;

Планируется преимущественное использование в городе автомобилей, отвечающих требованиям к содержанию вредных веществ в выхлопных газах, а также усовершенствование  транспортной сети города, вынос грузового автомобильного транспорта из жилой зоны.

Для улучшения качества водных объектов планируется:

- снижение объемов загрязненных стоков в водоемы и предотвращение их загрязнения;

- реабилитация рек, озер, водохранилищ, прудов на территории города;

- формирование городской системы ливневой канализации и строительство очистных сооружений;

- проведение инвентаризации и санации существующих сетей.

Необходимым условием формирования благоприятной среды являются также:

·         восстановление почв и предотвращение их загрязнения;

·         снижение физических факторов воздействия (электромагнитные излучения, шум, ионизирующие излучения и др.) путем проведения природоохранных, градостроительных, технических и иных мероприятий.

В целом, в результате реализации Генерального плана экологическая обстановка в городе будет улучшена практически по всем показателям.

Развитие социальных объектов.

Одним из конкретных направлений улучшения качества жизни населения,  является создание комфортной среды, включающей: систему торговли , услуг, отдыха, культуры, образования.

В настоящее время, при наличии достаточно развитой сети учреждений культурно-бытового обслуживания, обеспеченность населения многими учреждениями остается недостаточной.

Проектом предусматривается ступенчатая система обслуживания, состоящая из сети учреждений общегородского значения, жилых районов и микрорайонов. Потребность в учреждениях эпизодического пользования общегородского и областного значения рассчитана на население 1600 тыс.человек, с учетом находящегося в зоне влияния Екатеринбурга. Население Екатеринбурга на расчетный срок составляет 1400 тыс.человек.

В генплане определены потребности населения города в учреждениях народного образования, здравоохранения, культуры и искусства, торговли, бытового обслуживания, в спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружениях; в предприятиях общественного питания, связи и учреждениях управления.

Екатеринбург располагает мощной системой здравоохранения, поэтому основными задачами в этой области являются: повышение эффективности использования имеющегося потенциала здравоохранения, проведение реконструкции и капитальных ремонтов зданий стационаров и поликлиник, улучшение медико-технического оснащения, развитие и совершенствование медицинских технологий.

Объектами нового строительства на период до 2025 года, по рекомендации министерства здравоохранения, являются:

- Областная туберкулезная больница на 300 коек, с поликлиникой на 400 посещений в смену;

- Областной родильный дом на 200 коек;

- Областная больница восстановительного лечения на 300 коек;

- Областная больница медико-социального ухода на 600 коек;

- Областной центр по профилактике и лечению СПИДа и инфекционных заболеваний на 150 коек, с поликлиникой на 250 посещений в смену;

- Госпиталь территориального центра медицины катастроф на 250 коек.

Генпланом намечена организация медицинского центра – комплекса больничных учреждений, в Широкореченском районе на базе существующих лечебных учреждений – Госпиталя МВД, областного онкологического центра.               Проектом генерального плана рекомендованы места для размещения культурно-информационных и спортивных центров практически во всех планировочных районах: центральной част города, на Химмаше, в Академическом районе, Орджоникидзевском, Юго-Западном, Нижнеисетском, Кольцовском, Шарташском районах, ВИЗе-Правобережном. Предполагается строительство Центра современного искусства с выставочными залами, библиотечно-информационными центрами, концертными залами – в районе улиц С. Разина, Народной Воли, Декабристов.

Предполагается создание развитой сети оптовой и розничной торговли, предприятий инфраструктуры обслуживания, более совершенных форм и качества предоставляемых услуг, развития активной международной выставочно-ярмарочной  деятельности, что создаст условия для открытия представительств иностранными  компаниями. Для этого планируется:

- развитие оптовых структур;

-строительство крупных торговых комплексов (супер- и гипермаркетов, сетевой торговли, торговых комплексов типа “cash and carry”, торговых центров);

-формирование пространственной сети предприятий торговли, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города для различных категорий граждан, расширение сети предприятий общественного питания, развитие сети предприятий бытового обслуживания населения, развитие гостиничного хозяйства, формирование рынка культурно-развлекательных услуг;

-создание и развитие офисных комплексов, иностранных, дипломатических, коммерческих и культурных представительств.

К 2025 году в Екатеринбурге необходимо построить: школ более, чем на 25 000 учащихся, детских учреждений на 15 000 детей, больниц – 3500 коек, поликлиник, более, чем на 8 000 посещений в смену, спортивных залов  5 000 м2 площади , универсальных зрелищных залов – 7 000 мест, кинотеатров 33 500 мест, выставочных залов – 56 000 м2, магазинов – 90 000 м2 торговой площади, рыночных комплексов – 32 000 м2, торговой площади, предприятий бытового обслуживания – 9 000 рабочих мест, гостиниц – 5 000 мест.

Система общественных центров в городе.

Проект Генерального плана города Екатеринбурга особое внимание уделяет развитию системы общественных центров, которая предусматривает:

- территориальный рост его исторической части в западном направлении – вдоль Верх-Исетского пруда; в восточном – к озеру Шарташ, в южном – вдоль поймы р. Исеть, и в северном – вдоль проспекта Космонавтов;

- интенсивное развитие общественных территорий: центров, узлов, примагистральных многофункциональных зон, площадей, пешеходных зон в срединной зоне города;

- развитие культурных, спортивных, досуговых, рекреационных центров в контактных зонах урбанизированного и природного каркасов, особенно по берегам реки Исеть с включением лесопарков;

- развитие сети многофункциональных комплексов обслуживания, особенно в периферийных районах, в зоне ЕКАДа для создания равного социального комфорта и обслуживания населения близлежащих поселений.

Система общественных центров города представляет собой единую структуру взаимоувязанных территорий, выполняющих функции общественного назначения:

- административно-деловые, включая представительские;

- культурно-информационные;

- научно-технические, учебные;

- лечебно-оздоровительные;

- спортивные;

- рекреационные.

Ядром системы общественных центров является территория многофункционального использования в пределах малого транспортного кольца в границах улиц: Челюскинцев, Московская, Фурманова, Восточная, и территорий прилегающих к нему.

Здесь концентрируются основные объекты административно-деловой, культурно-информационной, торговой зоны размещаются важнейшие градостроительные узлы и объекты, формирующие образ города, отвечающего требованиям административного, научного, образовательного, культурного центра региона.

Территория жилой застройки центральной части максимально насыщается учреждениями обслуживания, за счет встроенных, пристроенных и перепрофилируемых объектов.

Развитие общественных зон планировочных и жилых районов решается с учетом существующих центров и объектов обслуживания и в соответствии, с проектируемой структурой планировочного каркаса города.

Система обслуживания центров районов представлена полным составом объектов обслуживания общественно-деловой зоны; учреждениями культуры, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, спорта, административных и деловых учреждений.

На территории малоэтажной застройки в отдаленных районах города размещение объектов обслуживания решается исходя из планировочных и природных особенностей районов, с учетом основных транспортных связей и радиусов обслуживания.

Учитывая статус города Екатеринбурга как центра Уральского федерального округа, а также прогнозируемую роль города как "третьей столицы России", возникает потребность в значительных территориях для размещения уникальных объектов административно-делового назначения, культурных и спортивных сооружений. Дополнительная потребность в территориях для размещения учреждений обслуживания на расчетный срок составит 1,5 тыс.га.

Для снижения нагрузки на центральную часть города, проектом предлагается децентрализация размещения объектов общегородского центра.

Функциональной структурой общественного центра предусматривается концентрация основных объектов административно-деловой зоны в центре города. Наиболее значительные и крупные из них:

Административно-деловой, Представительский центр – предназначен для федеральных объектов, представительств субъектов федерации, дипломатических представительств. Его предлагается разместить на главной оси города – Ленина, Татищева на реконструкции существующей застройки;

Екатеринбург-Сити – Бизнес-центр города. Это офисы фирм, учреждений, представительства предприятий, банки, гостиницы, рестораны торговля круглосуточного функционирования. Размещается в самом центре города в районе улиц: Челюскинцев и 9 Января.

Деловой центр – это здания офисов, гостиниц и торговли предлагается разместить в районе улиц : Челюскинцев, Европейской, в непосредственной близости от железнодорожного и автобусного вокзалов.

Повышение культурной значимости исторической центральной части города предлагается осуществить созданием общественно-культурного комплекса «Усадьбы старого Екатеринбурга» в районе улиц Чапаева, Декабристов, размещением особого имиджевого объекта в районе улиц 8 Марта, Декабристов, а также площади городских торжеств, гуляний, новогодних праздников, в пойменной части р. Исеть в районе улиц Куйбышева, Горького.

Формирование крупных торгово-выставочных центров предлагается вдоль планировочного луча Центр – Кольцово: в районе улиц Машинная, Ткачей, на территории, расположенной по обеим сторонам реки Исеть, и на пересечении дороги в аэропорт Кольцово с Екатеринбургской кольцевой автодорогой (ЕКАДом), где зарезервирована территория для размещения региональной ярмарки.

Строительство  крупных торгово-складских центров предлагается осуществлять вне жилой застройки: на притрассовых территориях, вдоль ЕКАД, на пересечениях с основными въездными магистралями, а также на пограничных  с жилой застройкой территориях.

Крупные спортивные центры планируются:

- в районе Большеконного полуострова на замыкании широтной планировочной оси города – ул.Татищева, на территории более 20 га располагается главный спортивный комплекс города, с трибунами на 30 000 зрителей и 8 тренировочными футбольными полями, легкоатлетическим ядром;

- в районе улиц: Амундсена, Онуфриева и С.Дерябиной предлагается разместить крытый ледовый стадион и комплексы спортивно-зрелищных и спортивно-развлекательных объектов;

- на территории перспективного жилого района «Шарташский», в районе улицы Проезжей – крупный спортивный комплекс крытых и плоскостных объектов;

- в районе «Каменных Палаток» по ул.Высоцкого – спортивно-досуговый комплекс;

- в районе улиц Юмашева, Папанина – Ледовый дворец.

С восточной стороны оз. Шарташ, на замыкании главной широтной оси резервируется территория для строительства комплекса высших учебных заведений «Вузовского».

Учитывая специфику медицинского образования, зарезервирована территория для строительства медицинской академии в районе улиц: Институтская, С. Дерябиной, где расположены комплексы лечебных учреждений.

На базе этих лечебных учреждений и с учетом дополнительно размещаемых лечебных комплексов, предлагается создать медицинский центр.

Рекреационные зоны города представляют собой систему озеленения, включающую в себя: парки, лесопарки, городские леса, пляжи, которые образуют непрерывный защитный зеленый пояс вокруг застроенных территорий города.

Для более активного и эффективного использования этих территорий предлагается максимально наполнить их объектами обслуживания,  скомпонованные в центры рекреационных зон, в которых размещаются культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные комплексы, предприятия общественного питания и бытового обслуживания и т.д.:

- в зоне отдыха озера Шарташ планируется несколько центров вдоль берега озера и в районе комплекса «Каменные палатки»;

- в зоне Верх-Исетского  пруда в центре обслуживания вдоль южного и северного берегов;

- в Центральном парке культуры и отдыха;

- в проектируемых специализированных парках – «Европа-Азия», «Уктусские горы», «Волшебная страна», зоопарк.

Система общегородских центров является одной из важнейших функциональных систем города, обеспечивающих его структурное единство и композиционную целостность.

Для размещения всех объектов общественно-деловой зоны на расчетный срок, необходимые территории составляют 2,77 тыс.га.

Принятый в проекте принцип развития системы центров, позволит не только снизить нагрузку на центральные районы, но и обеспечить более комфортную доступность к новым центрам и объектам обслуживания населения периферийных и отдаленных районов.

Инженерная подготовка территории города.

Одним из разделов Генерального плана является определение комплекса инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности территории для различных видов градостроительного использования, при соблюдении оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий.

Комплекс мероприятий по инженерной подготовке территории всего муниципального образования включает в себя:

- ликвидацию подтопления территории, путем строительства магистральных однолинейных самотечных дренажных коллекторов вдоль пойм основных рек – притоков р.Исети и р.Пышмы (р.Широкая, р.Киреевка, р.Сухая, р.Окулинка, р.Монастырка, р.Черемшанка, р.Камышенка, р.Калиновка), а также попутных дренажных коллекторов вдоль проектируемых разгрузочных самотечных общесплавных магистральных коллекторов (хоз.-бытовой и дождевой);

- выторфовывание: частичное (на территориях с мощностью торфа более 2,0 м) и полное (на территориях с мощностью торфа от 0,0 м до 2,0 м) в пределах «технических полос», т.е. под зданиями и дорогами,  после осушения системами временных канав в районах комплексного массового жилищного строительства (Виз-Правобережный, Широкореченский, Шарташский, Компрессорный, Изоплит);

- сплошная подсыпка минеральным грунтом для замещения выторфованных объемов и решения вертикальной планировки в целях рационального поверхностного водоотвода с территорий массовой застройки тех же районов;

- ликвидация затоплений путем строительства защитной земляной дамбы, с последующей планировкой защищаемой территории в районах Верхнемакарово (р.Чусовая) и Палкино (р.Исеть, р.Решетка);

- строительство сбросного открытого канала из оз.Шарташ – через оз.Малый Шарташ – в р.Исток для ликвидации затопления окружающих плоских территорий и организации проточности водоемов во избежание их заиливания;

- регулирование стока и русел рек Исети (в районе Паркового пруда) и Истока (в районе пос.Кольцово);

- спрямление и дноуглубление реки Патрушихи в плане и по высоте для рационального водоотвода и водопонижения с окружающих плоских территорий районовСовхозный, Академический, Европейский, Широкореченский;

- берегоукрепительные работы р.Исеть от ул.Малышева вниз по течению до Нижнеисетского водохранилища;

- рекультивация территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью человека (карьеры камнещебеночные и глиняные, отвалы пород, шламохранилища, подработанные территории, несанкционированные свалки);

- строительство системы дождевой канализации по комбинированной схеме:

1)       закрытая раздельная на большей части территории города;

2)       закрытая полураздельная, в жилом районе Виз-Правобережный и в центральной части города, по левому берегу р.Исеть с перехватом грязной части стока в проектируемые разгрузочные хоз-бытовые самотечные коллекторы;

3)        открытая система принята в отдаленных районах с малоэтажной застройкой.

- строительство городских очистных сооружений дождевой канализации в пойме р.Исеть - ул.Куйбышева, ул.Большакова, ул.Самолетной, ул.Патриотов; в пойме р.Патрушиха - ул.Походная, пос.Совхозный, ул.С.Дерябиной; в пойме р.Исток - пос.Кольцово, р-на Комсомольский, р-на Компрессорный (р.Исток);

- строительство очистных сооружений промливневой канализации (со взятием очищенных стоков в оборот предприятий) в основных зонах промпредприятий с возможным выпуском избыточных очищенных стоков в городскую систему дождевой канализации;

- строительство локальных очистных сооружений малой производительности на остальных устьевых участках рек.

Санитарная очистка территории, система водоснабжения города.

Проблема обращения с отходами по значимости вышла на первое место среди экологических проблем в городах "миллионниках". Несвоевременное  и нерегулярное удаление твердых бытовых отходов (ТБО) с городских территорий приводит к загрязнению окружающей среды, создает опасную эколого-эпидемиологическую ситуацию, портит эстетический вид города.

Для устранения влияния ТБО разработан целый комплекс мероприятий в схеме санитарной очистки и уборки города.

Задачи схемы:

- выбор наиболее эффективных в санитарном, экологическом и техническом отношениях мероприятий, при минимальных строительных и эксплуатационных расходах;

- применение наиболее прогрессивных и экологически выгодных систем и способов сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых и жидких отходов с учетом комплексной механизации трудоемких процессов и максимальной экономии материальных, сырьевых, энергетических ресурсов;

- использование наиболее совершенных методов уборки городских территорий;

- рациональное размещение объектов санитарной очистки и уборки в плане города.

Удаление и обезвреживание ТБО намечено по трем направлениям:

- на существующие, сохраняемые на перспективу полигоны Широкореченский и Северный, с проведением их реконструкции – 20%;

- на мусоросжигательные станции, предлагаемые к размещению на  Широкореченском полигоне и в санитарно-защитных зонах Северной и Южной станций аэрации, с использованием в дальнейшем на заводах по переработке тех или иных видов отходов – 30%;

- на мусоросжигательный завод – 50%.

Кроме того, Схемой предусмотрено термическое уничтожение опасных медицинских отходов.

Для содержания и уборки городских улиц и дорог в зимний период, предусматривается строительство пескобаз и вывоз снега на снегоприемные пункты.

                Кроме всех перечисленных проблем и задач, стоящих перед городом, существует проблема существующих систем бытовой канализации города которая заключается:

1.        В высоком износе в целом основных фондов систем как коллекторов, так и станций аэрации: Северной и Южной. Многие коллектора построены в 30-е-40-е годы и исчерпали свой срок эксплуатации. Износ этих коллекторов составляет 100% и ввиду частых аварий не обеспечивают их  экологическую безопасность в центральных районах города.

2.        Станции аэрации перегружены ввиду поступления сточных вод выше расчетной проектной их производительности. Поэтому состав стоков после очистки не соответствует нормативам выпуска в водоемы. Также не обеспечена нормативная степень обработки осадков для возможности их утилизации. Осадки вывозятся на складирование и захоронение, что негативно отражается на экологии города.

 В соответствии с основными направлениями развития инженерной инфраструктуры рассмотрены технические решения реконструкции и нового строительства сетей и сооружений бытовой канализации для обеспечения надежности и экологической безопасности их эксплуатации и охраны природы от загрязнения в соответствии с действующими нормами.

Генпланом предусматривается:

-          перекладка и реновация аварийных коллекторов общей длиной 100 км и в частности магистральных коллекторов в районах «Виз Правобережный» и «Центральный», 1-го главного загородного коллектора до Южной станции аэрации.

-          Модернизация и развитие Северной и Южной станции аэрации для обеспечения нормативных показателей очистки сточных вод и осадков для возможности последующей их утилизации для рекультивации нарушенных земель, в зеленом строительстве и сельском хозяйстве в качестве органического удобрения.

-          Новое строительство коллекторов для обеспечения ввода жилого фонда как центральных, так и в отдаленных районах города.

-          В генплане также рассмотрены варианты канализования отдаленных районов на локальные канализационные очистные сооружения.

В новом Гненральном плане предусмотрены решения проблем, связанных с существующей системой водоснабжения города, а это:

1.Высокий процент износа магистральных сетей, в основной стальных водопроводов уложенных без электрозащиты. Ввиду этого зачастую не обеспечивается стабильная, безаварийная подача воды потребителям.

2. Из-за ухудшения, за последние годы, качества воды основных источников водоснабжения – Волчихинского и Верх-Исетского водохранилищ, существующие фильтровальные станции города периодически в течении года не обеспечивают качество воды, подаваемой населению, по ряду показателей ГОСТа на питьевую воду. Ввиду изношенности водопроводной сети имеет место ухудшение качества воды (вторичное загрязнение) в разводящих сетях.

3. Завышенный расход воды в жилищном фонде ввиду непроизводительных потерь и нерациональном ее использовании при отсутствии приборов поквартирного учета.

Все эти недостатки характерны для систем как холодного , так  и горячего водоснабжения жилищного фонда.

В соответствии с основными направлениями развития инженерной инфраструктуры «Стратегического плана Екатеринбурга» рассмотрены технические решения реконструкции и нового строительства сетей и сооружений водоснабжения для обеспечения надежности их эксплуатации и стабильного водоснабжения всех потребителей города, а также обеспечения населения доброкачественной питьевой водой , в соответствии с нормативными требованиями ГОСТа.

Поэтому Генеральным планом города предусматривается:

- ремонт гидроузлов на водохранилищах и трактов подачи воды в город;

- реконструкция всех городских фильтровальных станций с внедрением новых прогрессивных технологий подготовки воды;

- перекладка и реновация (восстановление) 200 км аварийных водопроводов в центральных районах города и 100 км - в локальных и отдаленных районах.

Развитие систем водоснабжения отдаленных районов города предусматривается, в основном, за счет освоения новых подземных источников и строительства станций подготовки питьевой воды.

Следует отметить, что ввиду ограниченной расчетной мощности источноков водоснабжения, развитие жилищного фонда города, строительство новых объектов соцкультбыта и здравоохранения, других коммунально-бытовых предприятий, может быть обеспечено водой только за счет снижения нерационального расхода воды в жилищном фонде, потерь воды в разводящих сетях и повтроного использования прормывных вод на фильтровальных станциях.

 Из объектов нового строительства на ближайшие годы, следует прежде всего отметить строительство:

- насосной станции подкачки по ул.Лесной для водоснабжения районов Вторчермет, Химмаш и Елизавет;

- водовода Д-1000 мм от Западной фильтровальной станции до районов Широкореченский, Европейский, Академический и Совхозный;

- водовода Д-300 мм в п.Чапаева;

- водовода Д-600 мм в п.Шарташский и п.Изоплит, а также

- строительство и реконструкция локальных систем водоснабжения в отдаленных районах. Как говорится, без воды…

Снабжение города теплом и источниками энергии.

Ввиду особого климатического положения города Екатеринбурга, одно из центральных мест в Генеральном плане отведено теплоснабжению.

В настоящее время в Екатеринбурге центральным отоплением оборудовано 23 млн.м2 (95% жилого фонда города), охвачено горячим водоснабжением 93,6% жилого фонда; на 2015 г. – 97,4% и 96,1% ;на 2025 г. – 100% и 100% соответственно.

Крупнейшие источники системы централизованного теплоснабжения являются Среднеуральская ГРЭС (СУГРЭС) и Ново-Свердловская ТЭЦ.

Структура покрытия тепловых нагрузок:

- система централизованного теплоснабжения – 56%;

- промышленные котельные                                – 36%;

- коммунально-бытовые котельные                     – 3%;

- прочие источники                                                – 5%.

К 2025 году планируется увеличение тепловых нагрузок в 1,5 раза по сравнению с 2001 годом. Этот рост определяется увеличением теплопотребления жилищно-коммунального сектора, для которого в общем росте составляет 80%.

В расчетный период ожидаемый рост теплопотребления жилого фонда в 1,6 раза по сравнению с 2001 годом. Наибольший прирост теплопотребления ожидается в районах: Орджоникидзевский, Виз-Правобережный, и Юг Центра.

В настоящее время действует открытая система централизованного теплоснабжения (СЦТ).

На перспективу в Екатеринбурге планируется поэтапный перевод трех районов (Комсомольский, Синие Камни, Ботанический), находящихся в зоне теплоснабжения Ново-Свердловской ТЭЦ, на закрытую систему.

В единую систему централизованного теплоснабжения предусмотрено подключение котельной Академэнерго (УрО РАН) с ее расширением, как на 2015 г., так и на 2025 г.

Магистральные тепловые сети от всех источников тепла в целях надежности закольцованы. Это позволяет осуществить резервную подачу тепла при авариях на тепломагистралях за счет совместной работы источников  и связей между магистралями.

Основной рост теплопотребления намечается в локальных жилых районах, что связано с большим объемом планируемого малоэтажного жилищного строительства в районах Широкореченский, Академический, Европейский, Медный, Калиновский, Компрессорный.

Теплоснабжение в локальных районах с размещением коттеджной застройки предложено от автоматических газовых водонагревателей (АГВ) как для отопления, так и для приготовления горячей воды.

 В системе транспорта тепла, где преобладает традиционная подземная прокладка в непроходных каналах, отмечается наибольшая повреждаемость по причине постоянного их затопления. Это приводит к интенсивной наружной коррозии трубопроводов и необходимости их замены в значительных объемах. Генеральным планом предусмотрено принятие мер по внедрению новых современных конструкций, рассчитанных на более длительный срок эксплуатации.

Екатеринбург – бурно развивающийся город, занимающий в экономическом развитии одно из первых мест в России. Для дальнейшего развития города требуются дополнительные источники электроснабжения. Покрытие электрических нагрузок Екатеринбурга в настоящее время осуществляется частично от расположенных в городе ТЭЦ и за счет получения мощности из Свердловской энергосистемы.

Основными центрами питания, обеспечивающими получение мощности от энергосистемы, являются ПС 500 кв – Южная подстанция, 220кв – Калининская и Искра, на которые опирается кольцевая сеть 110 кв города.

Около 50% городских подстанций 110кв сооружены по упрощенным схемам, что снижает надежность работы электрических сетей.

Электроснабжение центральной части города обеспечивается от нескольких электроподстанций 35кв и  питающих кабельных линий 35кв, загрузка которых достигла предельной величины, что ограничивает возможность дальнейшего присоединения потребителей.

Рост электропотребления определен на 2015 г. – в 1,7 раза, на 2025 г. – в 2,5 раза относительно 2001 года. Для обеспечения возрастающих нагрузок Екатеринбурга проектом предусматривается строительство кольцевой питающей электрической сети 220кв с подключением проектируемых электроподстанций 220кв в западной, юго-восточной, восточной и северо-восточной частях города, а также разработка мероприятий по усилению схемы электрических сетей 110 кв.

Крайне ограниченная территория и стесненные условия для выбора трасс воздушных линий электропередач и площадок электроподстанций, повышенные архитектурно-эстетические требования к сооружаемым элементам сети, диктуют необходимость применения простых схем подстанций, сооружения друхцепных и многоцепных воздушных линий (ВЛ), закрытых электроподстанций и кабельных линий (КЛ) в центральной части города.

Решающая роль электроснабжения в обеспечении нормальной жизнедеятельности города требует повышения его надежности и качества электрической энергии.

Одним из направлений развития города является газификация жилья.   В настоящий момент система газоснабжения работает в стабильном режиме с допустимыми потерями давления в газопроводах высокого давления.

Газифицированы основные промышленные, коммунально-бытовые предприятия, отопительные котельные, ТЭЦ, жилой фонд.

В настоящее время газифицированы 365 053 квартиры, в т.ч. природным газом 355 160.

ОАО «Екатеринбурггаз» обслуживает 1525,0 км газопроводов высокого и низкого давления, в т.ч. 1517,2 км – газопроводы природного газа.

Основные направления газификации города:

- создание системы децентрализованного отопления жилых зданий за счет строительства крышных, встроенных, пристроенных, отдельно стоящих теплогенераторов, работающих на природном газе;

- строительство новых объектов газоснабжения;

- переход на 100% обеспечение природным газом населения с ликвидацией дворовых баз сжиженного газа, групповых газобаллонных установок;

- дальнейшая газификация существующего и перспективного жилого фонда, в том числе районов малоэтажной застройки, с установкой автоматических газовых водонагревателей, как для отопления, так и для приготовления горячей воды.

Проектом предусмотрена реконструкция газопроводов, находящихся в аварийном состоянии, а также строительство на перспективу газопровода вдоль новой кольцевой автодороги (ЕКАД), что позволит производить плановую замену вышедших из строя существующих газопроводов.

В качестве основного вида топлива для потребителей используется природный газ северных районов Тюменской области, подаваемый по системе магистральных газопроводов СРТО-Урал.

Магистральные газопроводы закольцованы в единую систему и подача газа на газораспределительные станции (ГРС) может осуществляться как с севера по газопроводу СРТО-Урал, так и с юга по газопроводу Бухара-Урал.

Магистральный газопровод, проложенный в северной части, в целях безопасности предложен к выносу из города.

Заключение.

Таким образом, новый Генеральный план Екатеринбурга - это комплексный градостроительный документ, который не просто устремлен в "светлое виртуальное будущее", но и решает насущные проблемы и пожелания горожан. Тепло, свет, газ, уют в доме – актуальные для жителей нашего города вопросы, и они учитываются разработчиками проекта Генерального плана – а это около 40 организаций, институтов, НИИ и т.д.. Настоящий проект Генерального плана Екатеринбурга направлен на устойчивое развитие города, осознаваемое как обеспечение гармонического равновесия человека и природы.

Кстати, нельзя не отметить, что это третий Генеральный план, разработанный  за всю историю Екатеринбурга. Первый Генплан появился на свет в 1721 году, а утвержден аж в 1845 –м. Второй Генеральный план утвержден в 1972 году; к настоящему времени он морально исчерпал себя. Современному, динамичному, бурно развивающемуся Екатеринбургу необходим новый Генеральный план, чтобы подтвердить достигнутый уровень своего социально-экономического развития  и занять достойное место как в России, так и в международном рейтинге городов, благоприятных для проживания.  

·       Заместитель главы города                                                      В.В. Попов

·       Начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений                                         М.Б. Вяткин

·       Заместитель начальника Главархитектуры                          Н.В. Лыжина

·       Начальник Муниципального учреждения «Мастерская генерального плана»                                                                                              С.И. Санок