Новость дня

09.01.2017 | 14:12

Градсовет рассмотрел проект здания в духе сталинских высоток Москвы

Обширная площадь и 150-метровая башня в стиле сталинских высоток Москвы появится в районе Южного автовокзала Екатеринбурга.

Еще новости

Информеры

Цены на недвижимость

Объявлений в регионе: 184749
Я хочу
Выберите материал стен
Материал стен
Площадь участка (сот.)
-
Период
Выберите период
Выберите район
Район
  • в черте города
  • пригородная зона
Цена (тыс. руб.)
-
Площадь (кв.м)
-

Как сказку о доступном жилье сделать былью…

Почему сегодня приходится размышлять о ценах на земельные участки для жилищного строительства, о монополизме в строительстве, о недобросовестных застройщиках или чиновниках? Наверно потому, что «надежда умирает последней» - несмотря на свежие воспоминания о финансовых пирамидах, де-фолте, приватизации, либерализации, монетизации и иных гримасах переходного периода. И почему-то хочется надеяться на то, что в ближайшем будущем россиянам все-таки удастся приобщиться к такому общественному благу как «Доступное жилье». Динамика процессов в жилищном строительстве выглядит неоднозначно. С одной стороны, наблюдается существенный рост объемов жилищного строительства. Так, за первые восемь месяцев 2007 года на территории Свердловской области ввели в эксплуатацию 615 тыс. кв. м общей площади жилья, что на 35,7% больше, чем в январе - августе прошлого года. С другой стороны, цены на жилье постоянно растут - только за 2006 год цена 1 кв.метра в Екатеринбурге выросла в 2 раза. Стало ли жилье доступнее? Одним из показателей, характеризующих уровень благосостояния населения в регионе, является уровень минимального потребительского бюджета. В 2006 году этот уровень вырос только на 10%. Казалось бы, наращивание объемов строительства рано или поздно должно насытить спрос на жилье и остановить рост цен. И действительно в 2007 году темпы роста цен на жилье замедлились. Представляется, что речь идет скорее об удовлетворении платежеспособного спроса на жилье (и это касается крайне ограниченной группы населения) и побочных результатах продовольственного кризиса, обеспечившего замещение потребностей «пограничных» групп населения. Те, кто копил на жилье, решили обналичить активы, те, кто хотел взять ссуды, решили подождать, те, кто хотел свою прибыль вложить в жилье, вынуждены заниматься реинвестированием или пополнением оборотных активов и т.д. И что дальше? Сегодня жилье выполняет не только функцию места обитания человека, но и функцию средства сбережения накоплений. И пока функция сбережения накоплений не будет ограничена адекватным налогом на недвижимость или массовым предложением иных форм сбережения, стоимость жилья будет расти темпами, опережающими и официальные показатели инфляции, и неофициальные сведения о доходах населения. Вывод прост. Решение задачи обеспечения доступности жилья для массовых категорий населения через развитие коммерческого сектора жилищной сферы перспективы в сложившихся условиях не имеет. Выходов немного. Чтобы обеспечить доступность жилья, надо либо начинать работать над снижением затрат в коммерческом секторе (о чем, собственно и шла речь на «Круглом столе»), либо принимать меры для развития социального сектора жилищной сферы. По данным Госкомстата по состоянию на 01.01.2007 г. в Свердловской области состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 84595 семей. Можно бесконечно долго стимулировать развитие коммерческого сектора жилищной сферы. Можно предполагать, что «невидимая рука рынка» обеспечит удовлетворение платежеспособного спроса на жилье со стороны граждан и иных приобретателей. А потом начнется снижение цен… Но при этом надо понимать, что результатами этого снижения большая часть указанных выше граждан воспользоваться не успеет. Хотя, может успеет… Если государство начнет шире использовать свои возможности для стимулирования не спроса, а предложения жилья (социальный найм, аренда, служебное жилье в государственном и муниципальном секторе жилищного фонда). Далеко не всем и не всегда нужно собственное жилье. Часто необходимо просто жилье нормального качества и на приемлемых условиях: студентам, контрактникам, вахтовикам - общежития, молодым семьям - молодежные социальные комплексы, пенсионерам - дома ветеранов, освобожденным из заключения, бездомным - центры реабилитации и т.д. Ничего нового. Смещение государственной активности в сторону социального сектора жилищной сферы позволит нивелировать рост стоимости земельных участков, происходящий сегодня благодаря аукционам, - рентабельность сделки для бюджета достигает в ряде случаев 400%. Правовая возможность получения бюджетами сверхприбыли за счет роста затрат застройщиков (а, значит, и граждан) установлена государством. А нравственная необходимость? Сегодня в Свердловской области уже завершается создание нормативной базы, необходимой для целенаправленного решения проблемы доступности жилья. Законодатели определили перечень субъектов, которым должен быть обеспечен доступ к социальному сектору жилищной сферы, установили порядок их учета, регламентировали способы формирования различных видов жилого фонда и порядок управления ими. Дело за малым - необходимо уточнить представление о том, в каком направлении (по структуре, формам собственности, территориальному размещению, способам управления и т.д.) развивать жилищный фонд для выполнения основной задачи - повышения доступности жилья для граждан, проживающих на территории Свердловской области. Ольга Франц, кандидат экономических наук, специально для «ТАСС-Урал»

2008/02/01